Войти  /  Регистрация
Меню

Установка фронтальной акустики

09.08.2018

Установка фронтальной акустики

Любая акустика – фронтальная, потолочная, тыловая и другая – в ходе своей эксплуатации осуществляет акустическое взаимодействие с различными ограждающими конструкциями стен, потолка и пола. В результате этого взаимодействия возникает целый ряд искажений и негативных эффектов, наиболее существенными из которых являются:

  • Собственные резонансы конструктивных элементов помещения (величина зависит прежде всего от места установки акустических систем);
  • SBIR-эффект (Speaker Boundary Interference Response), проявляющийся в ощутимом искажении АЧХ в диапазоне низких частот;
  • Порхающее «эхо». Эффект возникает между плоскопараллельными поверхностями помещения и проявляется чаще всего в характерном снижении разборчивости речи;
  • Эффект гребенчатой фильтрации на средних частотах и низах. Он зависит непосредственно от взаимного расположения колонок и самого слушателя.

Игнорирование законов и правил, по которым располагается элементы аудиосистемы, либо отсутствие акустической обработки комнаты является причиной значительного снижения качества звучания композиций. Чтобы не допустить этого, мы приведем Вашему вниманию основные правила взаимного расположения акустики в помещении домашнего кинотеатра.

4 правила идеальной установки фронтальных колонок

Колоссальную роль в качестве итогового звучания системы играет установка фронтальной акустики. Предварительно оптимальное место каждого громкоговорителя подбирается на основании соответствующих расчетов специалистов. Но затем по итогам тестовых прослушиваний они корректируются исходя из конкретных условий и специфики помещения, музыкальных предпочтений слушателя и ряда других факторов.

Что будет, если проигнорировать эти правила и расставить фронтальные колонки всех типов произвольным образом? Последствия сразу будут слышны даже неподготовленному слушателю. Так, в частности, размещенные слишком близко к задней стене фронтальные колонки выдают саунд с чрезмерными низами, ухудшением четкости и размытием звуковых образов. Уменьшение дистанции между АС формирует более четкие звуковые образы, но при этом уменьшается субъективное восприятие масштаба звуковой сцены.

Если следовать общей рекомендации, фронтальные акустические колонки стоит размещать так, чтобы в зоне прослушивание не возникало пиков либо провалов по низким частотам. В интернете рекомендуют применять правило «трети» или «пятой части». То есть, расстояние от стены до колонок должно составлять 1/3 или 1/5 от длины помещения с аудиосистемой.

Но это не всегда точно работает. Необходимо четкое нахождение оптимального расположения акустических систем в отношении фронтальной стены. Для этого стоит сначала установить ее там, где этого требуют расчеты акустического проекта. Далее в течение нескольких дней стоит прослушивать несколько композиций, запоминая особенности звуковой сцены при выбранном местоположении спикеров. Потом подвиньте колонки достаточно близко к фронтальной стене, прослушивая те же композиции. Затем отодвиньте их максимально далеко от стены, чтобы слышать с планируемого места установки кресел или дивана для слушателя. Затем последовательным перемещением их в несколько положений между описанными крайними положениями Вы найдете место, где фронтальная акустика звучит оптимально. Наверняка это положение будет находиться довольно близко к той точке, что получена в результате расчетов.

Следующая задача – найти оптимальное расстояние от фронтальных колонок до боковых стен или мебели. Тут надо учесть, что при чрезмерной близости АС к боковым стенам появляется «бубнение» и выделение низких частот. Чрезмерное же сближение обеспечивает малую ширину стереопанорамы, что лишает смысла само создание аудиосистемы или домашнего кинотеатра.

ustanovka-frontalnoy-akustiki-4.jpg

В ее решении применяется тот же метод, что описан ранее. Последовательными итерациями находится то место, в которых АС звучит наиболее ярко и полно. При этом стоит помнить и про необходимость разворота колонок по отношению к слушателю. То есть, при решении этой задачи придется изменять сразу два фактора. Это достаточно сложно, и для нахождения идеального места установки понадобится много времени и итераций.

Но результат того стоит. По итогам всех этих мероприятий получается звуковая сцена, отличающаяся реалистичность, глубиной и объемностью звучания, а также четкой локализацией музыкальных образов в пространстве.

О том, как достичь идеального размещения центральной акустики, сабвуфера и тыловых АС, читайте в следующем материале.



Персональные рекомендации:



Назад к списку новостей