Иметь домашний кинозал люксового уровня – мечта многих ценителей качественного звука и изображения. Но каждый из них понимает, что такая мечта требует внушительных инвестиций. И не только в оборудование – правильный подбор и акустическая обработка помещения под этот высокотехнологичный развлекательный комплекс также требует серьезных средств и работ. Более того, качество звуковой атмосферы в домашнем кинозале также напрямую будет зависеть от уровня квалификации и опыта исполнителей. И вот тут уже начинается субъективность.

Можно ли ее избежать? Есть ли объективные и измеряемые араметры, при достижении значений которых можно говорить, что акустическая обработка домашнего кинозала выполнена на высшем уровне?

К счастью потенциального владельца, есть. Не будем вдаваться в математический смысл этих параметров и остановимся только на физическом смысле.


86a6f07ceb383cce38b607388d2b428f.jpg


Неравномерность модуля передаточной функции

Неравномерность модуля передаточной функции (частотной характеристики) в диапазоне, воспринимаемого человеческим ухом, при инициировании аудиосигнала акустикой из любой точки зала не должна превышать величину ± 10 дБ.

Чем выше неравномерность частотной характеристики, тем ниже качество звучания и уровень дискомфорта слушателя при их восприятии. В чем это выражается – напрямую зависит от характера неравномерности модуля передаточной функции. Но в любом случае, подчеркивание одних составляющих звукового спектра на фоне угнетения других проявляется в нарушении нормальной картины восприятия. К примеру, в отдельных моментах при акценте на низкие частоты неравномерность частотных характеристик будет проявляться как гудение и ощущение заложенности ушей у зрителей.

Ясность речевого сигнала и музыкальных фрагментов

Есть несколько параметров, характеризующие в помещении ясность и разборчивость речи (Clarity C50) и музыкального сопровождения (Clarity C80) в зоне зрительских мест. Они вычисляются как математические функции, которые определяют график спада звукового сигнала в исследуемой точке помещения после выключения его источника.

Мы не будем забивать Вам голову ненужной информацией о том, как производятся эти измерения и выстраиваются функции. Вам как заказчику работ необходимо проконтролировать, чтобы полученные от исполнителей акустической обработки зала значения Clarity C50 в зоне зрительских мест были не ниже 2,5 дБ. Значения Clarity C80 должны быть не ниже 4 дБ.

Индекс быстрой передачи речи

Еще один интересный показатель, на который стоит обратить особое внимание – индекс быстрой передачи речи RaSTI. Он характеризует показатель разборчивости речевого сигнала. Существует масса критериев оценки речевого сигнала – форматная, звуковая, слоговая, словесная, фразовая и смысловая. В зоне зрительских мест слоговый индекс быстрой передачи речи должен находиться в интервале 0,9–0,95. Остальные 5-10% неуслышанных или неправильно услышанных слогов все равно верно воспроизводятся человеческим мозгом исходя из контекста или построения слов.

9.jpg


Точность локализации мнимых источников звука

Основной фактор превосходства многоканальных систем звукозаписи и воспроизведения над монофоническими – возникающее у слушателя ощущение раздельности и некоторого удаления в пространстве источников аудиосигнала. При записи звуковой панорамы профессиональной аппаратурой и хорошим звукорежиссером ее реалистичность получается на высоком уровне. Но при воспроизведении в небольшом помещении запланированное положение мнимых источников сигнала существенно меняется. Звуковая панорама получается искаженной и совершенно не похожей на ту, как она была задумана.

Как можно оценить эту разницу? При помощи показателя точности локализации мнимых источников звука. Говоря языком геометрии, таким термином называется косинус угла между вектором направления от слушателя на правильное положение мнимого источника и вектором направления на ложное его положение (его в помещении наша слуховая система определяет как истинное). В идеальном случае этот угол равняется нулю, а величина косинуса – единице. Но практически никогда идеального варианта в небольшом помещении не реализуется. Поэтому хорошей акустическая подготовка помещения под домашний кинозал считается хорошей, когда этот показатель превышает 0,97.


x2-1.jpg.pagespeed.ic.Kw80Gv20FN.jpg


Профессиональная акустическая обработка помещения под домашний кинозал

Если до ознакомления с этим материалом Вы могли недооценивать значение, которое имеет профессиональная акустическая обработка помещения под домашний кинозал, то теперь наверняка Вы понимаете ответственность и кропотливость этой работы. Поэтому выполнять ее аматорам и людям, отдаленно знакомым с этой деятельностью, категорически нельзя.

Если Вы хотите, чтобы каждая вложенная в устройство персонального кинозала копейка оправдалась незабываемыми впечатлениями и эмоциями, обращайтесь к профессионалам Hi-Fi Design. Индивидуальные проекты домашних кинотеатров любой сложности от наших разработчиков и дизайнеров плюс профессиональный монтаж от инсталляторов – залог того, что Вы не останетесь разочарованными сделанным выбором. И, разумеется, самой идеей пожертвовать квадратные метры жилья под устройство высокотехнологичного развлекательного комплекса Hi-Fi либо High End класса.


pomeshhenie-dlya-proslushivaniya-akusticheskie-izmereniya-domashnego-kinoteatra-19.jpg